Отцы
"Остров" Павла Лунгина, разыгранный Петром Мамоновым, Дмитрием Дюжевым и Виктором Сухоруковым, -
пожалуй, главный русский фильм года, независимо от того, какую кассу он соберет в прокате.
Александр Великанов объяснил, почему так считает журнал Time Out. Анна Федина поговорила с
Дмитрием Дюжевым, а Кирилл Алехин - с Виктором Сухоруковым.
Когда отшумят блокбастеры и забудутся проходные комедии, окажется, что "Остров"
каннского лауреата Павла Лунгина - самый выдающийся русский фильм этого года.
Он вообще как будто не из нашей реальности. И дело не в том, что в фильме показана
жизнь монастыря на одном из Соловецких островов - прямо скажем, не самая любимая современным кино тема.
Больше всего в этой картине поражает приятное послевкусие и жажда жизни, с которой выходишь после просмотра, -
привести душу в такое состояние не каждый сможет, даже пойдя в церковь и покаявшись.
Сюжет фильма прост, как и положено притче. В прошлом совершивший убийство аскет Анатолий (Петр Мамонов) истово
верует и замаливает грех, исцеляя больных, изгоняя бесов, испытывая молодого отца Иова (Дмитрий Дюжев) и возвращая на
истинный путь веры настоятеля отца Филарета (Виктор Сухоруков). И, конечно, будет прощен.
"Остров" - это бенефис Мамонова. В его исполнении старец Анатолий - не благостный святой, а противоречивый персонаж,
смущающий своим поведением не только братьев-монахов, но и зрителя. Так что первые полчаса фильм смотрится антиклерикальной
сатирой на канонический образ православного священника. Дюжев, играющий попа-толоконного лба, и Сухоруков, в роли уставшего от всего
настоятеля, своим появлением в кадре только оттеняют величину героя Мамонова.
Сухоруков говорит, что в сценарии "Острова" три священника были равноправными персонажами, но Лунгин перетряхнул историю и
вытащил на первый план отца Анатолия, пожертвовав некоторыми удачными сценами с отцом Иовом и Филаретом. Отчасти поэтому,
готовя материал по "Острову", мы дали высказаться только Дмитрию Дюжеву и Виктору Сухорукову Уверены, что Петр Николаевич
Мамонов не обидится, - своей ролью в "Острове" он сказал гораздо больше, чем мог бы в любом интервью.
–Анна Федина: Что вы чувствовали, поднимая в финале "Острова" на гору крест? Вы помнили в этот момент о библейских событиях?
–Дмитрий Дюжев: В фильме мой герой, отец Иов,
еле терпел выходки юродивого отца Анатолия и только после его
смерти понял, что все время, образно говоря, был на испытании и что
все это делалось ради того, чтобы отец Иов умерил свою гордыню и пошел по пути смирения. Потому что путь к смирению - путь к святости.
–А.Ф.: Среди всех героев, которых вы переиграли, кто, по-вашему, наиболее близок к герою нашего времени?
–Д.Д.: Наверное, сначала нужно понять, кто этот герой.
А современникам всегда сложно ответить на этот вопрос. Сейчас появилась
некая формация новой России, но ответственно определить, кто именно сегодня является героем, я не берусь.
Могу только сказать, каким мне бы хотелось его видеть: русским, православным, борющимся за справедливость и защиту народа.
Потому что сейчас очень много идет разговоров о толерантности, примирении вероисповеданий и терроризме, но, может быть,это
тоже имеет отношение к дележке каких-то благ.
–А.Ф.: Насколько ваши детские представления об актерской профессии совпали с тем, что вы сами пережили?
–Д.Д.: Я, как сын актера, с детства изнутри профессию видел, но жизнь за последние 20 лет сильно изменилась,
поэтому изменились и условия, в которых работают актеры. Если раньше почти не было кино и актеры жили только театром и нередко
выпивали, то сейчас очень мало пьющих. Особенно среди молодежи. Организм артиста постоянно должен быть наготове, потому что
нередко работа в театре пересекается со съемками в кино и на телевидении. Надо уметь вовремя сконцентрироваться и выдать
качественную работу. Так что вести распущенный образ жизни просто не получится.
–А.Ф.: А как вы живете с недавно приобретенным статусом кинозвезды?
–Д.Д.: Устал от желтой прессы. Вот я пошел смотреть квартиру, чтобы, может быть, если все сложится, ее купить.
На следующий день вышла статья: "Мы поздравляем Дмитрия с покупкой квартиры!". А я после этого иду в мэрию со словами
"Помогите мне купить квартиру и получить прописку. Ну нет у меня таких гонораров". А они мне в лицо газету:
"Так вот же, вас уже поздравили с покупкой. Что же вы от нас еще хотите?" Это называется западло.
С другой стороны, статус звезды дает тебе возможность выбора: тебе могут предложить какой-то иной материал.
–А.Ф.: Как по-вашему, известность обязывает строже к себе относиться, ведь есть шанс,
что поклонники будут повторять поступки звезды? Или актер, как и остальные, имеет право на слабости?
–Д.Д.: Ответственность, конечно, есть. Станиславский говорил, что уважение актера к театру должно проявляться не только
внутри театра, но и в его личной жизни. Актер несет имя театра и вообще своей профессии. А так как ты не можешь оставаться незамеченным,
ты уже не имеешь права позволить себе какие-то излишества.
– А.Ф.:И чего вы себе не позволяете?
–Д.Д.: Выпить лишнего, вести себя несобранно.
Ты постоянно ловишь на себе изучающие взгляды, поэтому ты должен своими словами и поступками нести какую-то мысль.
И хорошо бы, чтобы это была мысль светлая, нужная людям.
–А.Ф.: Как же вы расслабляетесь?
–Дмитрий : Никак. Даже за границей забыть о контроле не получается, потому что везде находятся люди, которые видели фильмы с моим участием.
"Бригаду"
на несколько языков переводили, и я в Бельгии, Германии, Англии и Америке встречал местных жителей, которые знали этот сериал.
–А.Ф.: А спрятаться от всего этого не хочется? Вы как-то несколько дней прожили в монастыре, не по этой ли причине?
–Д.Д.: Нет, скорее дело было в желании осознать, к чему мы стремимся, зачем живем. Чем ближе ты к таинствам,
исповеди и причастию, тем менее страшно переходить
в иную, вечную жизнь.
–А.Ф.: Вы уже задумываетесь о том, как будете переходить в вечную жизнь?
–Д.Д.: А ты не думаешь о том,
что сегодня не доедешь вечером до дому?
–А.Ф.: Все возможно, но...
–Д.Д.: Так вот - "все возможно" - ты не ответишь на суде перед Господом Богом, когда Он спросит тебя: "Ты же знала о смерти.
Почему ничего не сделала, чтобы к ней приготовиться?" Незнание закона не освобождает от Страшного суда.
–А.Ф.: Вы руководствуетесь такими же принципами при выборе ролей?
–Д.Д.: Конечно, я за все несу ответственность.
–А.Ф.:А как же ваши работы в "Бригаде" и "Жмурках"?
–Д.Д.: Мы же понимаем, что существуют и такие люди. Если тебя интересуют деньги, самоутверждение, личное благо,
то можно дойти и до такого состояния. И в фильмах мы смеемся над этими людьми.
–А.Ф.: Как вы относитесь к насилию в кино и на телевидении, которого, по распространенному мнению, сейчас слишком много?
–Д.Д.: Я бы, может быть, даже больше показывал передач и фильмов о наркомании, преступниках и жестокости.
Это очень полезно действует, особенно на молодые организмы. Как отрицательный пример, конечно же.
Побывав однажды в обезьяннике, человек не захочет туда попасть второй раз.
–А.Ф.: При этом все ваши антигерои очень обаятельные люди.
–
Д.Д.: Они и не должны быть неприятными, зритель же тогда не будет на них смотреть. В любом случае "Бригада" и "Жмурки" -
это нравоучительные истории. Мы видим, чем закончили эти люди и каковы были их ценности. Главное - вовремя одуматься.
Я знаю людей, которые вели себя подобно моим героям, но в какой-то момент почувствовали, что их окружают ангелы.
И если ты не хочешь признавать этого ангела, он ходит за тобой и плачет.
А может быть, за тобой ходит чертик, и это тоже нужно осознать.
–А.Ф.: Кто за вами ходит?
–Д.Д.: У меня... да... и ангелы, и чертики, все
со мной...
–А.Ф.: Нестрашно брать на себя ответственность в таком, прямо скажем, не слишком преклонном возрасте учить других людей жизни?
–Д.Д.: Учат же людей выпускники пединститута. Но я бы не сказал, что я учу людей. Я показываю зрителям хороший или плохой пример.
Это единственное оправдание актерской профессии перед православием.